Технология печати деколи основана и является технологией трафаретной печати со всеми своими особенностями, достоинствами и недостатками. Но существует и ряд отличий на которые стоит обратить внимание. Существует три главных момента по которым деколь можно отделить от простой трафаретной печати.
Самым главным таким отличием является специальная декольная бумага. При печати деколи необходима промежуточная основа на которой будет нанесено изображение. В качестве этой основе в технологии декалькомании(это научное название деколи) используется гуммированная бумага. Это бумага покрытая с одной стороны специальным водорастворимым слоем. Гуммированную бумагу многие предприятия закупают, а многие делают сами. Главное требование к такой бумаге – это низкая степень проклейки, для доступа воды к клеевому слою при переносе изображения с бумаги на предмет декорирования.
Второй особенностью заключается необходимость использования специальных керамических красок, их еще называют обжиговыми красками. Их особенность, по сравнению с обычными красками для трафаретной печати , в том, что пигменты представляют собой неорганические соединения, как правило, окислы различных металлов. В процессе обжига изделия все органические соединения, входящие в состав краски, сгорают, а неорганический пигмент вплавляется в поверхность материала. При производстве деколей используется много видов красок. Их основное отличие - температура обжига, которая определяется материалом декорируемого (и, соответственно, обжигаемого) изделия, а также технологическим этапом изготовления этого изделия. Последнее относится к керамике и фарфору. Технология их изготовления предполагает несколько обжигов при различных температурах (от 1300-1400 °С до 700-800 °С), поэтому выбор определенного вида краски зависит от того, на каком технологическом этапе происходит нанесение деколи - перед вторым или третьим обжигом. В подавляющем большинстве случаев при декорировании сувенирного фарфора или керамики деколи наносят на изделие, покрытое слоем глазури (глазурованное) и уже подвергшееся двум обжигам - утильному и политому. После нанесения деколи поверх глазури (надглазурное декорирование) изделие подвергают третьему обжигу, который называется муфельным или декоративным. Поэтому большинство используемых для декалькомании красок - надглазурные (если это краски для керамики и фарфора) и имеют температуры обжига в интервале от 700 до 900 °С.
Заводами-изготовителями поставляются отдельно пигменты в виде порошков, которые собственно и называют красками, и связующее, называемое трафаретным маслом. Перемешивают их печатник или колорист перед печатью. Заданный цвет краски достигается при перемешивании различных пигментов в определенных пропорциях. При этом не все пигменты можно перемешивать между собой, а именно, нельзя смешивать в составе одной краски пигменты, содержащие кадмий и свинец. Кроме этого, сложность колористики при изготовлении горячих деколей заключается в том, что при печати на бумаге цвета красок выглядят иначе, чем они будут выглядеть на изделии после обжига. Причем на оттенок влияет температура и длительность обжига. Пигменты имеют низкую дисперсность, поэтому при печати растровых изображений или тонких штрихов, когда требуется использование сетки более 100 нит/см, краски необходимо перетирать в краскотерочной машине для повышения дисперсности пигмента. В противном случае крупные его частицы будут фильтроваться сеткой и не смогут попасть на оттиск.
Печать
При изготовлении деколей используется обычная технология трафаретной печати. При выборе ситовой ткани (трафаретной сетки) основное внимание уделяется характеру изображения, однако здесь есть одна особенность. В случае если предприятие, изготавливающее деколи, не имеет краскотерочной машины и невозможен перетир краски для достижения более высокой дисперсности пигмента, использование высоколиниатурных сеток тоже невозможно.
И третей особенностью, которой отличается печать деколи является необходимость нанесения специального лака, который служит временной основой красочному слою при перенесении его с бумаги на поверхность фарфора, керамики или стекла. Лаки изготавливают на основе летучих растворителей. При этом растворители, входящие в состав лака не должны растворять красочный слой. Поэтому лак должен быть подобран в соответствие с составом связующего краски. Для того чтобы пленка лака с красочным изображением, отделенная от бумаги, обладала определенной прочностью на разрыв, (во-первых, при перенесении изображения, во-вторых, при размещении его на выпукло-вогнутой поверхности фарфоровых изделий) в состав лака входят пластификаторы. Лакирование производится трафаретным способом через крупноячеистую сетку. Обычно используются сетки 20-40 нит/см. Лакирование может быть выборочным (лаком покрывается только участки оттиска с изображением) или сплошным. В случае выборочного лакирования необходимо изготавливать печатную форму с использованием копировального слоя, но при этом экономится большое количество лака. Это целесообразно делать при больших тиражах. При малых тиражах дешевле сплошное лакирование, так как стоимость сэкономленного лака соизмерима со стоимостью фотоэмульсии, а дополнительная операция в изготовлении печатной формы сказывается на производительности.
В заключение хотелось бы отметить, что на российском рынке существует достаточно большое число компаний которые предлагают широкий спектр расходных материалов для производства деколи, что позволяет индивидуально подходить к заказам клиентов и использовать максимально рентабельный и качественный спектр услуг в данной области печати.